Рейтинг@Mail.ru
У Москвы появляется шанс сделать Пакистан союзником - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

У Москвы появляется шанс сделать Пакистан союзником

Читать ria.ru в
Визит в Москву пакистанского президента Асифа Али Зардари 11-12 мая – знаковое событие. Символично, что пакистанский президент общается со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым в момент, когда отношения между Пакистаном и США упали до низшей точки за всю историю пакистано-американских связей.


Дмитрий Бабич, политический обозреватель РИА Новости.

Визит в Москву пакистанского президента Асифа Али Зардари 11-14 мая – знаковое событие по нескольким причинам. Во-первых, символично, что пакистанский президент общается со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым в момент, когда отношения между Пакистаном и США упали до низшей точки за всю историю пакистано-американских связей. Во-вторых, интересна и колоритна сама фигура Асифа Али Зардари. Унаследовав лидерство в Пакистанской народной партии (ПНП) от своей убитой в 2007 году супруги Беназир Бхутто, этот человек с репутацией бонвивана в молодости вдруг проявил себя достаточно самостоятельной политической фигурой.

Для России его приезд важен в первую очередь потому, что в результате стечения обстоятельств Зардари получил такие полномочия для управления государством, какими не пользовалась даже его харизматичная супруга. Во вторую очередь – потому что сегодня Зардари как никогда нуждается в поддержке России.

Что касается кризиса в отношениях между Пакистаном и США, то он вызван прежде всего первомайским рейдом американского спецназа по уничтожению бен Ладена. В результате этого события пакистанский президент оказался как бы между двух огней. Из Вашингтона раздаются угрозы "разобраться" с пакистанским руководством за то, что оно не дало американцам никаких "наводок" о местонахождении врага Америки номер один. Как это бен Ладен мог несколько лет прожить незамеченным на пакистанской территории в Абботабаде – элитном городке, месте размещения лучших военных вузов, буквально кишащем охраной и агентами служб безопасности? Одновременно на родине Асифа Али Зардари критикуют с позиций, противоположных позициям его американских обвинителей – как это он мог допустить рейд вооруженных иностранцев с вертолетами, гранатометами и другим оружием на территорию суверенного Пакистана?

Масла в огонь подливают недавние открытия газеты "Нью-Йорк таймс", выяснившей, что Обама был готов дать приказ уничтожившему бен Ладена спецназу с боем прорываться из Пакистана, если бы пакистанская армия все же встала на пути у американцев.

В случае, если бы бой между пакистанцами и американцами все же начался, виноватым в неизбежно тяжелых последствиях опять сделали бы Зардари – от правившего страной с 1999 по 2007 год генерала Мушаррафа он унаследовал сильно расширенные полномочия, делающие его ответственным за все происходящее в стране.

Между тем 53-летний в момент прихода к власти Зардари никогда до этого не готовил себя к власти. Женившись в 1987 году на дочке легендарного пакистанского премьера Бхутто, он дал обещание отказаться от политических амбиций. Лидером страны должна была стать супруга – красивая, но властная женщина, вызывавшая страх у мужчин. Зардари она выбрала, судя по всему, именно из-за его скромности: красивый внешне, Зардари был выходцем из обеспеченной семьи средней руки – куда ему было тягаться с аристократами Бхутто. Он был обречен всегда выполнять ее приказания.

Путь Беназир к власти лежал через борьбу – ведь ее отец-премьер, друг Советского Союза Зульфикар Али Бхутто, был повешен совершившим военный переворот диктатором Мухаммадом Зия уль-Хаком за 8 лет до свадьбы, в 1979 году. В 1988 самолет с Зия уль-Хаком странным образом взорвался в воздухе, и семья Бхутто вернулась в Пакистан. Потом были два премьерских срока Беназир (1988-1990 и 1993-1996). В промежутках между премьерствами жены Зардари часто получал "отсидки" – враги супруги обвиняли его в коррупционных сделках, а для Беназир потеря мужем свободы была меньшим злом, чем собственный отход от политики. После военного переворота 1999 года супругам пришлось вновь покинуть Пакистан.

Самый напряженный момент наступил в 2006 году, когда пакистанская юстиция объявила Зардари и Бхутто в международный розыск по обвинению в коррупции. Беназир и тут не испугалась – вернулась в страну и продолжила борьбу. На митинге 27 декабря 2007 года ее убили террористы. В найденном после ее гибели завещании она написала, что в случае своей смерти рекомендовала бы руководству своей Пакистанской народной партии избрать лидером ПНП мужа. Неожиданно для себя Зардари оказался на вершине.

Если учесть, что миллионы пакистанцев относятся к бен Ладену сочувственно, а американские рейды против других лидеров "Аль-Каиды" и "Талибана" в Пакистане продолжаются, ситуация для Зардари складывается просто тупиковая. Стремясь хоть как-то уравновесить американское давление, пакистанский лидер налаживает связи с Китаем и Россией. Это, увы, вызывает еще большее раздражение США. Но для России такая ситуация – большой шанс установить хорошие отношения с прежним противником времен "холодной войны" (Зия уль-Хак поддерживал американцев). Историческая база для этого есть. Зульфикар Али Бхутто был другом СССР, а его партия исповедовала триаду "ислам – наша религия, демократия – наша политика, социализм – наша экономика". Не упустить этот шанс – задача российских дипломатов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала